понедельник, 13 марта 2023 г.

 

Консультация «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Отмечается, что фольклор - действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

К малым формам фольклора относятся :

- колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.

С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников, необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа в развитии речи детей дошкольного возраста.

Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, узнает близких, поэтому можно забавлять его песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Большое внимание нужно уделять изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, использовать такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культуре.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, нужно учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь помогают такие малые формы фольклора как потешки. Нужно подбрать и выразительно рассказать потешку, которая поможетт установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!

Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.

С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Русские народные, хороводные игры это не только огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

В раннем возрасте очень важно ускорить "рождение" первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает их, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Подобрав соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью нужно обыграть малые формы фольклора, использовать красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.

Многие стариные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста.

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

Значение пословиц и поговорок как средств народной педагогики усиливает его форма - краткая яркая и своеобразная, т. е. доступная для понимания и запоминания ребенком.

В пословицах и поговорках, так же как и в устном народном творчестве любого народа, затрагиваются все события жизни людей : семьи и воспитания детей, любви и дружбы, труда, родины и народа, взаимодействие человека с природой, также развития речи детей.

Таким образом, пословицы и поговорки могут эффективно использоваться в любой жизненной, воспитательной ситуации, и в занятиях по развитию речи детей.

Главным воспитателем ребенка является семья и детский сад. Они воспитывают на тех ценностях, которые являются общепризнанными в данном обществе и в данное время особенно востребованными. Идеал и воспитания личности, складываетсяиз следующих нравственных категорий: любовь к родине, к родной природе, уважение к старшим, прежде всего родителям, скромность, трудолюбие, терпеливости и т. д. Наиболее общим и важным в развитии речи детей является не только произношение пословиц и поговорок, но и воспитательное значение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «П реодоление детских капризов, противостояния, воспитание ответственности и аккуратности» Капризы и упрямство ...